Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов |
|
|
|
В основу разработки системы ППР положены следующие соображения.
Износ по характеру и времени протекает в деталях и узлах машины по-разному — в зависимости от служебных функций деталей, их конструкции и условий работы. Поскольку одинаковую износостойкость деталей в современных сложных машинах осуществить не представляется возможным, целесообразно конструировать машины так, чтобы они состояли из нескольких групп деталей с близким уровнем долговечности внутри каждой группы. Для быстроизнашивающихся деталей необходимо предусмотреть возможность простого и быстрого их демонтажа и замены. Такой же принцип желательно выдержать для узлов и даже агрегатов примерно с одинаковым уровнем долговечности основных деталей внутри каждого узла.
Исходя из этих предпосылок, система обслуживания и ремонта машин будет состоять из периодически повторяющегося комплекса профилактических и ремонтных работ, условно обозначенных М1, М2, М3 и М4 (рис. 3.2, а), отлпчпющихся объемом работ и периодичностью t1, t2, t3 и t4 (рис. 3.2, б).
При каждом виде ремонта восстанавливается работоспособность только тех деталей, которые по расчету системы израсходовали свой ресурс (другие де тали не восстанавливаются). Таким образом, обслуживание и ремонт машин, предусмотренные системой ППР, замедляют процесс снижения работоспособности машины, поддерживая ее на допустимом уровне. Скорость изнашивания деталей машины каждой группы характеризуется углом наклона (а1, а2, а3, а4) кривой изнашивания к оси абсцисс (рис. 3.2, в). На этом же графике показано снижение работоспособности машины в зависимости от износа деталей каждой группы Р1, Р2, Р3, Р4.
На рис. 3.2, г графически изображен процесс снижения общей работоспособности машины в зависимости от износа деталей всех групп и восстановление работоспособности в связи с ремонтом деталей определенной группы.
Только ремонт М4 возвращает работоспособность машины в состояние, близкое к работоспособности новой машины, так как в этот срок выполняется ремонт всех изношенных деталей машины, т. е. ремонт суммарного объема М4 + М3 + М2 + M1.
Очень важно построить систему так, чтобы очередной по объему ремонт машины, например M3, совпадал по времени с n ремонтом М2 и n' ремонтом М1, т. е. чтобы ремонт суммарного объема М3 + М2 + М1 производился одновременно. Тогда к моменту ремонта М3 детали, входящие в объем ремонта М2 и M1, в очередной раз полностью израсходуют свой ресурс, и настанет время их ремонта или замены. Кроме того, при таком расчете системы простой машины и трудоемкость ремонтных работ будут наименьшими—сборочно-разборочные работы будут выпрлняться одновременно для всех объемов работ, причем при "большем по объему ремонте можно применить для всех работ более совершенную технологию. Чтобы выдержать это условие, долговечность деталей, входящих в объем каждого последующего ремонта (например, М4), должна быть кратной долговечности деталей всех предыдущих ремонтов. Это условие выдержать точно трудно. Принимаются меры к повышению долговечности этих деталей, чтобы подтянуть ее к общему уровню, а если улучшение будет эффективным, перевести детали в следующую по долговечности группу.
Схема, сроки и объемы обслуживания и ремонта новой машины рассчитываются конструкторами при проектировании на основании статистических данных о долговечности и надежности деталей и узлов аналогичных машин, а затем корректируются эксплуатационниками на основании опыта эксплуатации новой машины. После выполнения ремонта M4 и сопутствующих ему ремонтов М3, М2 и М1 работоспособность машины восстанавливается до уровня, близкого к работоспособности новой машины, и начинается новый цикл эксплуатации машины. Однако следующий цикл работы машины будет несколько короче цикла работы новой машины, так как ремонт в принципе допускает использование частично изношенных деталей, поэтому физическая долговечность машины в целом после ремонта будет несколько меньше долговечности новой машины.
Исходя из графика на рис. 3.2, г, уровень работоспособности машины в какой-либо момент эксплуатации может быть определен но формуле:
|