Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов 

После разборки детали оборудования направляются на контрольно-сорти­ровочный участок, где устанавливается их техническое состояние, возмож­ность дальнейшего использования, определяются расход запасных частей, номенклатура и число ремонтируемых деталей, а следовательно, и объем работ по ремонту.

 

Для контроля состояния деталей применяют следующие методы дефекто­скопии: наружный осмотр и остукивание, обмер с использованием соответству­ющих измерительных приборов и специальные методы неразрушающего кон­троля для выявления скрытых дефектов.

На ремонтных предприятиях нефтяной и газовой промышленности наи­большее применение для обнаружения скрытых дефектов нашли капиллярные методы, ультразвуковая дефектоскопия и гидравлическое испытание.

 

Капиллярные методы обнаружения скрытых дефектов осно­ваны на капиллярном проникновении жидкости, хорошо смачивающей материал детали, в трещины, поры и другие поверхностные несплошности.

 

При цветной дефектоскопии контролируемый участок по­верхности, предварительно очищенный от грязи и обезжиренный, покрывают темно-красным красителем, обладающим высокой капиллярностью и низким поверхностным натяжением. Краситель наносят на поверхность напылением, погружением или кистью в два слоя. Сразу же после нанесения второго слоя краситель удаляют с поверхности ветошью, смоченной масляно-керосиновой смесью (30% керосина и 70% трансформаторного масла) и поверхность про­тирают насухо. Затем мягкой кистью наносят слой быстросохнущей суспензии белого цвета, которая вытягивает краситель из скрытых дефектов; на поверх­ности появляются красные линии и точки, обозначающие контуры трещин, поры и т. п.

 

При люминесцентном методе • вместо красителя исполь­зуется флуоресцирующая жидкость. Жидкость наносят на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность детали кистью или окунанием. Флуоресцирующая жидкость, обладая хорошей смачиваемостью, проникает в трещины и задерживается в них. После нанесения жидкости поверхность протирают насухо и просушивают подогретым сжатым воздухом. Последующий незначительный нагрев детали способствует выходу флуоресцирующей жид­кости на поверхность. При освещении ультрафиолетовыми лучами жидкость дает яркое свечение желто-зеленого цвета.

 

Для выявления скрытых трещин широко применяется магнитна я дефектоскопия. - При намагничивании контролируемой детали трещины, создавая участки с малой магнитнрй проницаемостью, заставляют магнитный поток рассеиваться. В местах выхода рассеивающего потока на поверхность детали создается полюсность. Если на такую поверхность нанести порошок из ферромагнитного материала, например из магнетита, то частицы порошка будут втягиваться в области наибольшей неоднородности магнитного поля и на контролируемой поверхности образуются характерные полосы, указыва­ющие места расположения трещин.

 

На ремонтных предприятиях пефтяной промышленности широко приме­няют ультразвуковую дефектоскопию. Сущность се заклю­чается в способности ультразвуковых колебаний проникать вглубь материала контролируемого изделия и отражаться от дефектов, являющихся нарушением сплошности материала.

 

Теневой метод оспован на появлении за дефектом «звуковой тени» при прохождении ультразвука через деталь, помещенную между излучателем колебаний и приемным устройством.

 

Резонансный метод основан на возникновении стоячих волн в материале контролируемой детали при совпадении частоты колебаний, со­здаваемых в детали внешним источником, с частотой собственных колебаний детали. Резонансным методом выявляют коррозионные раковины, расслоения в металле и другие повреждения.

 

Наибольшее применение для контроля деталей получил импульсный эх о - м е т о д, основанный на принципе посылки в материал контролируемой детали ультразвуковых колебаний и приеме отраженных волн.

 

Основанием для сортировки деталей являются технические условия на раз­браковку деталей при ремонте. В них указываются возможные дефекты деталей, приводятся рекомендации о способе ремонта или основание для списания изно­шенных деталей в брак.

 

На каждую машину по результатам контроля и сортировки деталей соста­вляется дефектовочная ведомость, на основании которой определяются содер­жание и объем работ по ремонту машины и потребность в новых деталях. В зависимости от размеров и массы деталей и сборочных единиц разбраковка деталей выполняется в разборочном (крупно-габаритные тяжелые детали и сбо­рочные единицы) или в контрольно-сортировочном отделении (небольшие легкие детали и сборочные единицы), которое оборудуется столом, провероч­ной плитой, стеллажами, шкафом с набором инструментов, контрольно-измери­тельных приборов и приспособлений.

Конструктор сайтовuCoz