Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов |
|
|
|
После разборки детали оборудования направляются на контрольно-сортировочный участок, где устанавливается их техническое состояние, возможность дальнейшего использования, определяются расход запасных частей, номенклатура и число ремонтируемых деталей, а следовательно, и объем работ по ремонту.
Для контроля состояния деталей применяют следующие методы дефектоскопии: наружный осмотр и остукивание, обмер с использованием соответствующих измерительных приборов и специальные методы неразрушающего контроля для выявления скрытых дефектов. На ремонтных предприятиях нефтяной и газовой промышленности наибольшее применение для обнаружения скрытых дефектов нашли капиллярные методы, ультразвуковая дефектоскопия и гидравлическое испытание.
Капиллярные методы обнаружения скрытых дефектов основаны на капиллярном проникновении жидкости, хорошо смачивающей материал детали, в трещины, поры и другие поверхностные несплошности.
При цветной дефектоскопии контролируемый участок поверхности, предварительно очищенный от грязи и обезжиренный, покрывают темно-красным красителем, обладающим высокой капиллярностью и низким поверхностным натяжением. Краситель наносят на поверхность напылением, погружением или кистью в два слоя. Сразу же после нанесения второго слоя краситель удаляют с поверхности ветошью, смоченной масляно-керосиновой смесью (30% керосина и 70% трансформаторного масла) и поверхность протирают насухо. Затем мягкой кистью наносят слой быстросохнущей суспензии белого цвета, которая вытягивает краситель из скрытых дефектов; на поверхности появляются красные линии и точки, обозначающие контуры трещин, поры и т. п.
При люминесцентном методе • вместо красителя используется флуоресцирующая жидкость. Жидкость наносят на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность детали кистью или окунанием. Флуоресцирующая жидкость, обладая хорошей смачиваемостью, проникает в трещины и задерживается в них. После нанесения жидкости поверхность протирают насухо и просушивают подогретым сжатым воздухом. Последующий незначительный нагрев детали способствует выходу флуоресцирующей жидкости на поверхность. При освещении ультрафиолетовыми лучами жидкость дает яркое свечение желто-зеленого цвета.
Для выявления скрытых трещин широко применяется магнитна я дефектоскопия. - При намагничивании контролируемой детали трещины, создавая участки с малой магнитнрй проницаемостью, заставляют магнитный поток рассеиваться. В местах выхода рассеивающего потока на поверхность детали создается полюсность. Если на такую поверхность нанести порошок из ферромагнитного материала, например из магнетита, то частицы порошка будут втягиваться в области наибольшей неоднородности магнитного поля и на контролируемой поверхности образуются характерные полосы, указывающие места расположения трещин.
На ремонтных предприятиях пефтяной промышленности широко применяют ультразвуковую дефектоскопию. Сущность се заключается в способности ультразвуковых колебаний проникать вглубь материала контролируемого изделия и отражаться от дефектов, являющихся нарушением сплошности материала.
Теневой метод оспован на появлении за дефектом «звуковой тени» при прохождении ультразвука через деталь, помещенную между излучателем колебаний и приемным устройством.
Резонансный метод основан на возникновении стоячих волн в материале контролируемой детали при совпадении частоты колебаний, создаваемых в детали внешним источником, с частотой собственных колебаний детали. Резонансным методом выявляют коррозионные раковины, расслоения в металле и другие повреждения.
Наибольшее применение для контроля деталей получил импульсный эх о - м е т о д, основанный на принципе посылки в материал контролируемой детали ультразвуковых колебаний и приеме отраженных волн.
Основанием для сортировки деталей являются технические условия на разбраковку деталей при ремонте. В них указываются возможные дефекты деталей, приводятся рекомендации о способе ремонта или основание для списания изношенных деталей в брак.
На каждую машину по результатам контроля и сортировки деталей составляется дефектовочная ведомость, на основании которой определяются содержание и объем работ по ремонту машины и потребность в новых деталях. В зависимости от размеров и массы деталей и сборочных единиц разбраковка деталей выполняется в разборочном (крупно-габаритные тяжелые детали и сборочные единицы) или в контрольно-сортировочном отделении (небольшие легкие детали и сборочные единицы), которое оборудуется столом, проверочной плитой, стеллажами, шкафом с набором инструментов, контрольно-измерительных приборов и приспособлений. |