Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов 

8.2 РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВТУЛОК

К деталям типа втулок относятся вкладыши под­шипников, направляющие втулки, детали сальниковых уплотне­ний, гильзы цилиндров компрессоров, цилиндровые втулки насо­сов и др. Основные дефекты деталей этого типа - износ на­ружных, внутренних цилиндрических и торцовых поверхнос­тей, износ резьб, задиры и риски на трущихся поверхностях, тре­щины.

При ремонте подобных деталей вначале устраняют трещины, а затем наращивают изношенные рабочие поверхности способами наплавки, металлизации, гальваническими и пластмассовыми покрытиями или заливкой антифрикционными сплавами. В от­дельных случаях, например, при ремонте гильз двигателей внут­реннего сгорания, цилиндровых втулок насосов и компрессоров применяют способ ремонтных размеров или дополнительных ре­монтных деталей.

8.2.1 РЕМОНТ СМЕННЫХ ЦИЛИНДРОВЫХ ВТУЛОК

Сменные цилиндровые втулки обычно применяют в машинах поршневого типа - компрессорах, насосах, двигателях внутреннего сгорания, скважинных штанговых насосах и др. Ха­рактерным дефектом этих деталей является износ внутренней рабочей поверхности, что приводит к увеличению зазора между трущимися поверхностями поршня и втулки и, следовательно, к нарушению плотности сопряжения. Несмотря на то, что цилинд­ровые втулки различных машин могут отличаться формой и размерами, процесс их ремонта аналогичен.

Цилиндровую втулку обычно ремонтируют способом ремонт­ных размеров. В зависимости от размера втулки выбирают ста­ночное оборудование. Для малогабаритных втулок - гильз используют вертикальные расточные станки, а окончатель­ную обработку выполняют на специальных хонинговальных станках. Крупногабаритные втулки обычно растачивают на горизон­тальных расточных станках многорезцовыми головками, закреп­ленными на бортштанге. После расточки поверхность подвергают шлифованию и хонингованию.

При коррозионно-механическом разрушении наружных уплотнительных поясков или буртов рекомендуется перед растачи­ванием внутренней поверхности втулки предварительно нарас­тить пояски и бурты наплавкой. Следует иметь в виду, что высо­кая температура при наплавке может вызвать коробление, а ино­гда и образование трещин. Поэтому лучше применять металли­зацию или газовую наплавку с использованием медных электро­дов и в качестве флюса - буру. После наплавки уплотнительные бурты и пояски следует обточить на токарном станке и, приняв обточенные пояски за базовую поверхность, предварительно рас­точить, а затем прошлифовать отверстие на заданный ремонтный размер.

Конструктор сайтовuCoz