Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов 

Антифрикционные сплавы  широко   используются  для   заливки   подшип­ников скольжения,   с целью  снижения трения  и  уменьшения   износа  шеек ;;Вала. Для этих целей применяют высокоеловянистый баббит, свинцово-оловя-нистые никелевый (БН) и теллуристый (БТ) баббиты, свинцовистую бронзу > и др.

Выбор материала зависит от удельных нагрузок и температуры на поверх-подшипника  в  процессе  работы.   Для  баббитов допустимые удельные ; нагрузки не должны превышать 75 кгс/см2, рабочая температура должна быть

не более 100° С. Свинцовистая бронза используется при удельных нагрузках 200—250 кгс/см2 и температуре 140—160° С.

При эксплуатации подшипников, залитых баббитом, происходит изнаши­вание залитого слоя, его выдавливание, появление трещин, выкрашивание и отслаивание вследствие усталостного разрушения под действием цикличе­ских нагрузок. Чем тоньше слой баббита, тем выше его физико-механические свойства, в том числе усталостная прочность.

Процесс ремонта подшипников перезаливкой антифрикционным сплавом состоит из подготовки подшипника к заливке, плавки баббита, заливки под­шипника баббитом и механической обработки подшипника с последующим контролем.

Обезжиривание подшипников производится в растворе каустической соды при температуре 80—90° С в течение 10 мин. Затем подшипники промывают в горячей воде и сушат. Изношенный слой баббита удаляют слесарно-механи-ческой обработкой или выплавлением. Подогретый подшипник после обезжири­вания и сушки погружают в тигель с расплавленными отходами баббита, а за­тем для удаления остатков полуды его поверхность протирают асбестовой щеткой. После очистки поверхности проверяют геометрические размеры вкла­дышей (высоту, наружный диаметр, параллельность плоскостей разъема и др.). Для защиты от окисления и удаления образовавшихся окислов поверх­ности подшипника, на которые должен быть нанесен баббит, покрывают флю­сом. В качестве флюса используется насыщенный раствор хлористого цинка в воде.

Затем производят лужение или натирание поверхности подшипника при­поями ПОС-30 или ПОС-40. Лужение осуществляют погружением подшипника в тигель с расплавленным припоем, а натирание — стержнем из припоя; при атом поверхность предварительно нагревают до температуры плавления припоя.

После лужения подшипника рекомендуется сразу же начинать заливку баббитом, чтобы не допустить окисления заливаемой поверхности. Для этого предварительно в электротиглях расплавляют баббит. Перед загрузкой баб­бита необходимо электротигель предварительно нагреть. Расплавленный баб­бит в тигле засыпают слоем сухого хлористого цинка и древесного угля, в ре­зультате чего ограничивается доступ к нему воздуха и уменьшается окисление. Слой угля, состоящий из частиц не менее 5 мм, должен иметь толщину 20— 30 мм. Обычно при плавке к свежему баббиту добавляют до 35% отходов в виде литников и выплавленного баббита. Используют также баббитовую стружку, предварительно очищенную от частиц железа, смоченную раствором хлори­стого цинка и спрессованную после высыхания в брикеты. Температура баб­бита при заливке должна быть 400° С — для Б-83 и 450° С для БН и БТ.

Заливку подшипника баббитом производят в формы или центробежным способом. Перед установкой детали форму очищают от остатков баббита пре­дыдущей заливки и нагревают до температуры 120—200° С (для баббита БН и БТ). Вкладыш подшипника, нагретый до 260° С, после лужения немедленно устанавливают в форму и приступают к заливке баббита. Струя баббита при заливке должна быть короткой и непрерывной. Сразу же после заливки в сер­дечник формы через штуцеры подается вода для быстрого охлаждения. Медлен­ное охлаждение способствует росту кристаллов, ухудшающих механические свойства баббита.

К недостаткам заливки в формы следует отнести низкую производитель­ность и повышенный расход баббита.

Более совершенной является центробежная заливка, осуществляемая в специальном приспособлении (рис. 5.36). Обойма с вкладышами после луже­ния устанавливается между дисками 1 и 2, при вращении которых баббит под действием центробежных сил равномерно распределяется по поверхности, хорошо сцепляется с полудой, уплотняется, не имеет пузырей и раковин.

После заливки подшипники растачивают и контролируют. Перед расточкой подшипник собирают с комплектом прокладок, а стяжные болты затягивают с установленным усилием. После обработки число отдельных раковин не долж­но превышать трех на каждой стороне подшипника, причем не допускаются раковины глубже 1 мм и размером по поверхности более 2 мм.

При ремонте вкладышей подшипников, залитых свинцовистой бронзой, кроме очистки и обезжиривания на поверхности, подвергаемой заливке, спе­циальным инструментом создается ячеистая поверхность для лучшего удержа-,ния сплава.

 

Конструктор сайтовuCoz