Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов 

Поверхностная закалка — один из видов упрочняющей тер­мической обработки стальных и чугунных деталей: поверхностный слой нагре­вают с большой скоростью выше температуры фазового превращения, затем быстро охлаждают, и получают мартенситную структуру. Закалка позволяет значительно повысить прочность и износостойкость деталей. Прочность угле­родистой стали можно увеличить обычной закалкой и отпуском в 1,5—2 раза, а легированной стали даже в 2—3 раза.

Существуют три основных способа поверхностной закалки: с нагревом газокислородным пламенем (пламенная закалка), с нагревом токами высокой частоты и с нагревом в электролите.

Наиболее старый и простой способ — пламенная поверхностная закалка (ППЗ). Нагрев при ППЗ осуществляется горелками ацетилено-кислородного пламени, природного газа, паров керосина и других газов; для охлаждения используется вода или эмульсия.

На рис. 6.1 приведены технологические схемы ППЗ.

Обычно применяются три основных способа:

1)       одновременные нагрев и закалка всей поверхности, подвергаемой упроч­нению;

2)       непрерывно-последовательные нагрев и закалка при перемещении го­релки  или  упрочняемой  детали;

3)       последовательный нагрев, при котором нагрев и закалка осуществля­ются отдельными участками на упрочняемой поверхности.


Для нагрева закаливаемой поверхности используют обычные сварочные горелки, в которых сварочный мундштук заменяется щелевидным или много­факельным,  а  также  специальные  горелки.

Для пламенной поверхностной закалки цилиндрических поверхностей обычно применяют токарные станки, обеспечивающие вращение детали и посту­пательное движение горелки. При серийном производстве рационально ис­пользовать специальные установки.

Пламенную поверхностную закалку можно применять при упрочнении деталей широкой номенклатуры, изготовленных из углеродистых сталей и чугуна   (табл. 6.3).

 

Лучшие результаты получаются при закалке сталей, содержащих 0,35— 0,7% углерода. Пламенная поверхностная закалка чугунов дает эффект, когда в упрочняемом металле содержится не менее 0,5% связанного углерода, а общее количество углерода и кремния не превышает соответственно 3,3 и 2% (табл. 6.4).

 

Качество закалки зависит от правильного назначения технологической схемы и параметров процесса. Глубина закаленного слоя рекомендуется в пре­делах 2—6 мм. Температура нагрева не должна превышать 1000° С во избежа­ние образования трещин. Оптимальным отношением количества ацетилена и кислорода считается: от 1,5 до 1,2. Необходимо поддерживать постоянную интенсивность пламени горелки.

Рекомендуемое расстояние между закаливаемой поверхностью и наконеч­ником горелки составляет 8—12 мм; для нагрева массивных деталей горелку располагают на меньшем расстоянии, при закалке мелких деталей — на боль­шем расстоянии во избежание их перегрева. Скорость относительного переме­щения детали и горелки рекомендуется в пределах 50—250 мм/мин в зависи­мости от назначенной глубины закалки.

К преимуществам ППЗ прежде всего относится простота технологического процесса и требуемого оборудования. Себестоимость ППЗ крупных деталей в 2—3 раза ниже себестоимости при объемной закалке.

Применение ППЗ позволяет повысить долговечность деталей в 2—3 раза. Например, упрочнение пальцев и проушин звеньев тракторных гусениц при глубине закаленного слоя 3—4 мм и твердости HRC 58—62 уменьшило износ звеньев в  1,5—2 раза.

К недостаткам ППЗ относятся: необходимость значительного перегрева поверхности, неравномерная поверхностная твердость, опасность применения легковоспламеняющихся масел для охлаждения деталей.

Примеры применения ППЗ для ремонтных предприятий приведены в табл. 6.5.

Поверхностная закалка с нагревом токами высокой частоты (ТВЧ), раз­работанная советским ученым В. П. Вологдиным, основана на использовании явлений индукции и поверхностного эффекта. Деталь помещают внутри спирали (индуктора) или под проводником, по которому пропускается переменный ток большой частоты; он вызывает появление вихревых токов на поверхности де­тали, и быстро разогревает слой с наибольшей плотностью индуцированного тока. По достижении заданной температуры нагрева деталь интенсивно охла­ждают струей  жидкости.

Одним из основных элементов закалочной установки является индуктор, представляющий собой медную цельнотянутую трубку круглого или прямо­угольного сечения, охлаждаемую протекающей внутри нее водой. Толщина стенки индуктора выбирается в зависимости от частоты тока. Например, при частоте 1000 Гц рекомендуется толщина стенки 2,7 мм, а при частоте 8000 Гц— толщина 1,1 мм. Форма и конструкция индуктора зависят от размеров закали­ваемой поверхности и принятой схемы закалки (рис. 6.2).

По данным ряда исследований, для некоторых видов изнашивания изно­состойкость стали после закалки ТВЧ в несколько раз выше, чем после обыч­ной закалки; кроме того, значительно повышается усталостная прочность (до 2 раз), уменьшается чувствительность к надрезам, выточкам и другим кон­центраторам напряжений и снижается коррозионная усталость.

На рис. 6.3 и 6.4 показано изменение поверхностной твердости и величины эффективного коэффициента концентрации напряжений после поверхностной индукционной закалки ТВЧ.

На машиностроительных и ремонтных заводах широко применяют ТВЧ для закалки наружной или внутренней поверхностей цилиндрических деталей, таких как штоки, цилиндровые втулки и клапаны буровых насосов, валы лебедок  и  др.

Имеющая небольшое применение в промышленности поверхностная за­калка в электролите заключается в нагреве детали (катода), помещенной в элек­тролит, через который пропускается постоянный ток высокого напряжения. На аноде (свинцовой пластинке) выделяется кислород, а на катоде (детали) — водород, образующий оболочку, которая создает большое сопротивление элек­трическому току, нагревающему деталь. Закалка осуществляется опусканием детали в специальную ванну или в струе электролита при выключенном токе, а также при помощи специального спрейера.

В качестве электролитов используют 5—10%-ные водные растворы солей Na2C03, Na2S04, Ca(N03)2> КОН и др. Нагрев ведется при постоянной темпе­ратуре электролита в пределах 20—60° С. Скорость нагрева регулируется изме­нением состава электролита, напряжения (220—300 В) и плотности, тока (3—7 А/см2), а также скорости передвижения нагреваемых деталей в элек­тролите.

Конструктор сайтовuCoz