Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов 

Плотность и удельный вес автомасла

 

Плотность моторного масла — это отношение его массы к объему (кг/м3). Удельный вес — отношение веса определенного объема автомасла к массе такого же объема воды при температуре 20°C. Плотность и удельный вес моторных масел существенно зависят от рабочей температуры.

 

Вязкость масла

 

Вязкость масла — это один из главных параметров моторных масел, который определяет внутреннее трение, а также характеризует способность автомасла обеспечить жидкостной (гидродинамический) режим смазывания и текучесть. Вязкость масла существенно зависит от рабочей температуры. Диапазон рабочих температур в двигателе обычно составляет от минус 30°С до 150°С. В данном диапазоне абсолютная вязкость минерального автомасла может изменяться в тысячи раз.

 

В применении к автомаслам используются термины кинематическая и динамическая (абсолютная) вязкость.

 

Кинематическая вязкость масла

 

Кинематическая вязкость масла определяется с помощью капиллярных вискозиметров и может быть определена для простых масел при положительных температурах.

 

Кинематическая вязкость масла в системе СИ измеряется в м2/с или в мм2/с, а в технической системе единиц – в сантистоксах (сСт) или стоксах (Ст).

 

Динамическая вязкость масла

 

Динамическая вязкость масла определяется с помощью ротационных вискозиметров для всесезонных (загущенных) автомасел при минусовых температурах. Величина кинематической вязкости зависит от значения скорости сдвига, а также от температуры.

 

Динамическая вязкость масла – это произведение плотности автомасла на его кинематическую вязкость.

 

Динамическая вязкость масла в системе СИ измеряется в мПас (Милли Паскаль-секунды), а в технической системе – в сантипуазах (сП), при этом 1 мПас =1 сП.

 

Индекс вязкости масла

 

Индекс вязкости автомасла (от английского Viscosity Index, сокращенно VI) – относительный параметр, который показывает зависимость величины вязкости моторного масла от колебаний температуры. Чем меньше вязкость масла зависит от текущей рабочей температуры, тем выше значение индекса вязкости (VI).

 

Температура вспышки масла

 

При существенном повышении температуры масла, оно выделяет пары. Эти пары вспыхивают при поднесении к маслу открытого огня. Значение рабочей температуры, при которой выделяются такие пары, называют температурой вспышки масла.

 

Температура вспышки автомасла определяется в закрытом (Pensky-Martens), либо в открытом (Clevland) тигле. Величина данного показателя показывает присутствие в моторном масле легкокипящих фракций, и, соответственно, от величины температуры вспышки масла напрямую зависит его угар и/или испаряемость во время эксплуатации.

 

Температура застывания автомасла

 

Температура застывания масла — это максимально возможная низкая температура, когда масло еще не полностью теряет текучесть (определяется наклонением пробирки, в которой охлаждается масло). Температура застывания масла показывает момент кристаллизации парафина и/или значительного увеличения вязкости масла при уменьшении температуры до такого уровня, при котором масло уже не течет под собственной массой.

 

Кислотное и щелочное число автомасла

 

Во время эксплуатации, в маслах оседают щелочные и/или кислые вещества, которые либо образуются при эксплуатации автомасла, либо присутствовали в нём изначально. Оба указанных показателя подлежат анализу исключительно в условиях лаборатории.

 

Кислотное число масла(TAN) показывает количество гидроксида калия (в мг), нужное для нейтрализации указанных кислых веществ в 1 грамме масла.

 

Щелочное число масла (TBN) показывает количество гидроксида калия (в мг), равнозначное весу всех щелочных компонентов, которые содержатся в 1 грамме масла.

 

Конструктор сайтовuCoz