Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов |
|
|
|
Трение — сопротивление, возникающее при взаимном перемещении соприкасающихся поверхностей тел. В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения тел чаще всего встречаются два вида трения: трение скольжения и трение качения. В зависимости от состояния трущихся поверхностей различают: трение без смазки — трение двух твердых тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала всех видов; граничное трение — трение двух твердых тел при наличии на поверхности трения слоя жидкости, обладающего свойствами, отличающимися от объемных; жидкостное трение — явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами, разделенными слоем жидкости, в котором проявляются ее объемные свойства. На процессы трения влияют механические, физико-химические, тепловые и электрические факторы. Различное сочетание этих факторов приводит к многообразию видов изнашивания. Изнашивание — процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации. Износ — результат изнашивания, проявляющегося в вице отделения или остаточной деформации материала. Закон жидкостного трения можно представить следующей формулой: На основе этого закона и ряда экспериментов получена формула, устанавливающая условия, при которых обеспечивается всплывание цапфы: hMIN=[μ∙n∙d2/18,36∙S∙P] ∙[l/d+l], где hMIN — толщина слоя масла в самом тонком месте, мм; n — частота вращения вала, об/мин; d — диаметр цапфы, мм; l — длина цапфы, мм; S — наибольший зазор в состоянии покоя, мм; Р — удельная нагрузка па вал, кгс/м2. При увеличении значений μ и n цапфа всплывает. Это подтверждается тем, что жидкостное трение надежно обеспечивается в скоростных машинах (например, в турбинах и быстроходных станках). |