Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов |
|
|
|
Эффективным методом поверхностного упрочнения деталей машин является наплавка материалов с высокими эксплуатационными свойствами. Этот метод экономичен, так как наплавке подвергают только те поверхности, которые работают в условиях интенсивного изнашивания и, как правило, масса наплавленного материала составляет малую долю от массы детали. Долговечность упрочненных деталей определяется свойствами наплавленного материала, поэтому наносимый материал или сплав выбирают с учетом условий эксплуатации детали и применяемого метода наплавки. Большое применение имеют следующие группы наплавочных материалов: 1) стали, легированные марганцем, хромом, никелем, вольфрамом, молибденом; - 2) сплавы на основе железа — высокохромистые, вольфрамовые, молиОде-новые, чугуны, а также сплавы с высоким содержанием хрома, вольфрама, кобальта, молибдена; 3) сплавы на основе вольфрама, кобальта, никеля. Наиболее широко применяют механизированную электродуговую наплавку стальной легированной проволокой (ГОСТ 10543—63). Для повышения износостойкости и коррозионной стойкости часто применяют высокохромистые наплавочные проволоки марок Св-ЮХ13, Св-08Х14ГТ, Св-ЮХ17Т. При ручной дуговой и газовой наплавке для упрочнения деталей, работающих в условиях абразивного изнашивания, рекомендуются электроды марок Т590, Т620, БХ-2 и 13КН, обеспечивающие твердость наплавленного слоя в пределах HRC 57—63 без термической обработки. Производительность и качество наплавочных работ значительно повышаются при использовании металлической ленты вместо электродной проволоки. Ленты марок 7Х15ГС и 43 обеспечивают твердость наплавленного металла HRC 45—53 и хорошо себя зарекомендовали для повышения стойкости деталей, работающих в условиях абразивного изнашивания. Перспективным является метод наплавки порошковой проволокой, разработанный в институте электросварки им. Е. О. Патона (табл. 6.8). Наплавку можно производить под слоем флюса и в среде углекислого газа. Особенно перспективно применение порошковой проволоки с внутренней защитой, которая содержит кроме легирующих элементов газо- и шлакообразующие материалы, защищающие зону наплавки от азота и кислорода воздуха и позволяющие проводить наплавку открытой дугой. К группе наплавочных сплавов на основе железа относятся высоколегированные хромистые, вольфрамовые и молибденовые чугуны, которые обладают высокой твердостью и износостойкостью. Эти свойства обусловлены высоким содержанием карбидов перечисленных элементов в этих сплавах. Благодаря таким свойствам эти сплавы часто называют твердыми. Наиболее часто для упрочнения применяют сплавы сормайт № 1 (ЦС-1), сормайт № 2 (ЦС-2), сталинит и Висхом-9. Сормайт №1 (содержит 25—31% Сг и 3—5% Ш) рекомендуется для упрочнения деталей, работающих при безударных нагрузках в условиях абразивного изнашивания — деталиТцентро-бежных насосов, запорные органы трубопроводной арматуры и др. С о р м а й т № 2 (содержит 13—17,5% Сг и 1,3— 2,2% №) обладает большей вязкостью и поэтому применяется для упрочнения деталей^ работающих при ударных нагрузках. Наплавку сормайтом обычно осуществляют прутковыми электродами диаметром 5-^-7 мм или порошковой проволокой. Твердость поверхности наплавленной электродом ЦС-1 равна HRC 48—54, а наплавленной электродом ЦС-2 составляет HRC 39—45. Слой, наплавленный электродом ЦС-2, может быть подвергнут последующей закалке до твердости HRC 56—60. Весьма перспективна возможность упрочнения сормайтом опоры скольжения бурового долота. Сталинит и Висхом-9 — гранулированные твердые сплавы, представляющие собой механическую смесь одного или нескольких металлов с углеродом (табл. 6.9). Наплавку этих сплавов выполняют ручной электродуговой сваркой, для чего на поверхность детали насыпают тонкий слой прокаленной буры и слой шихты сплава. Зигзагообразное движение угольного электрода обеспечивает сплавление шихты с основным металлом. Применение порошковой проволоки повышает производительность и качество наплавки. Вследствие высокой твердости наплавленного слоя {HRC 52—62), этот вид наплавки ис- пользуют для деталей, не требующих последующей механической оораиотки. Сталинитом наплавляют детали рабочих органов строительных машин (ножи, зубья, щеки и др.). Представляет интерес возможность упрочнения рабочих поверхностей деталей валов (консольные цапфы) наплавкой трением износостойкого слоя белого чугуна (рис. 6.16). Для наплавки использовалась стружка белого чугуна следующего химического состава (в %): 2,63С; l,05Si; 0,04Gr; 0 5Mir €,11Р; 0,US. Исследования, проведенные в МИНХиГП им. И. М. Губкина' показали, что износостойкость наплавленного слоя белого чугуна превышает износостойкость закаленной стали 45 (рис. 6.17). Упрочнение деталей наплавкой трением можно применять при ремонте .машин. Сплавы на основе вольфрама, кобальта и никеля применяют для упрочнения деталей, работающих в условиях ударных нагрузок, больших давлений высоких температур и коррозии. Наибольший интерес представляют релит ТЗ и вокар, получившие широкое применение в нефтяной промышленности Релит ТЗ относится к литым карбидам вольфрама следующего химического состава: 95,5—96% вольфрама; 3,8—4,2% связанного углерода и не более 0 2% примесей. Литые карбиды вольфрама выпускаются в виде зерен, наплавляемых на поверхность детали газовой горелкой. Электрод из сплава релит ТЗ представляет собой трубку диаметром 3 5__ 6,5 мм из малоуглеродистой стали, заполненную зернами карбида вольфрама Соотношение масс твердого сплава и трубки примерно равно 2:1. Релит широко используется при армировании зубьев шарошек буровых долот. Наплавку производят ацетилено-кислородной горелкой или на установке ТВЧ. Вокар — гранулированный твердый сплав с величиной гранул 1__з мм следующего химического состава: 9—10% С; 85—87% W; до 3% Si и яо 2% Fe. M Наплавляется вокар электродуговой сваркой в один или несколько слоев Вокаром упрочняют рабочие поверхности лопастных буровых долот, шнеков пневмонасосов, крыльчаток насосов, щек дробилок, деталей шаровых мельниц и др. Стеллиты В2К и ВЗК — литые сплавы на основе кобальта (табл.6 10) характеризуются высокой износостойкостью и повышенной вязкостью. Выпускаются в виде прутков диаметром 5—7 мм и длиной 250—300 мм и применяются для упрочнения различных деталей, работающих в условиях интенсивного истирания при высокой температуре. Наносятся эти сплавы электродуговой или газовой сваркой. К стеллитам также относятся илитые сплавы на основе никеля — ВХН1 и ВХН2, которые по своим эксплуатационным свойствам мало отличаются от сплавов В2К и ВЗК (см. табл. 6.10). Ктэоме указанных, к сплавам на основе никеля относятся нихромы Х15Н60 и Х2Ц80 основным свойством которых является жаростойкость; нимоник-90 и ннмоник-100, содержащие кобальт, молибден, ниобий и обладающие высокой жаропрочностью. Эти сплавы применяют для упрочнения деталей, длительно работающих в условиях высоких температур, и используют при наплавке седел клапанов двигателей внутреннего сгорания, уплотнительных поверхностей Tpv6o-проводной арматуры и других деталей. Внедрение методов поверхностного упрочнения позволяет значительно повысить эксплуатационные характеристики деталей. Выбор метода упрочнения определяется конструкцией детали, характером ее эксплуатации, особенностями производства, а также технико-экономическими показателями, зависящими от стоимости применяемых материалов, производительности процесса упрочнения, серийности производства и повышения долговечности. Как известно, экономическая эффективность от внедрения нового технологического процесса может быть оценена снижением себестоимости детали. |